Без сомнения, книга Аллаха Коран был записан и собран при пророке Мухаммада мир ему, так говорит Аллах в Коране:
«Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его». (75:17-19)
Выше приведённом аятае говорится, что "надлежит собрать его", собрать непосредственно Коран, здесь говорится то, что Коран собирался пророком Мухаммадом мир ему или под его руководством.
Огромное значение придаётся в Коране письменности, видно из того факта, что самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду мир ему, было выражено в следующих аятах: «Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал». (96:4-5)
«Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут!» (68:1)
Насколько важное значение Коран придавал письменности и насколько свободно практиковалось составление документов в период коранического откровения, видно из следующего аята: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его...» (2:282)
Далее в том же аяте говорится: «Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока». (2:282)
Из вышесказанного можно делать вывод, что если в вопросах, связанных с обычными взаимными сделками, велено записывать все и не оставлять сомнения, то как можно игнорировать записывание аятов и сур Корана, последнего послания для руководства человечества. Именно поэтому первое откровение, пришедшее к Мухаммаду мир ему, внушало ему важность фиксирования устного послания в письме. О неверующих в Коране говорится: «Или же они владеют сокровенным и записывают его?» (68:47)
Этот аят указывает на то, что неверующие не знают о сокровенном и невидимом, иначе они могли бы записать его для собственного руководства или для руководства других, как это было в случае с Кораном. Во-вторых, на самом деле ясно из следующего аята, что он не был обучен писаниям до тех пор, пока откровение не пришло к нему: «Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение». (29:48)
Таким образом, Коран подтверждает, что Мухаммад мир ему не умел ни писать и не читать. Так, например, сказано: «Они говорят: «Это — легенды древних народов. Он попросил записать их, и их читают ему утром и после полудня». (25:5)
Здесь важно слово «aktataba», которое означает «писать под диктовку другого». Более того, записывание Божественных откровений практиковалось за много веков до того, как был явлен Коран. Записывание устного послания к письменной форме не было чем-то новым. «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях». (2:213)
«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости». (57:25)
«Когда к ним пришел Посланник от Аллаха, подтвердивший правдивость того, что было у них, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отбросили Писание Аллаха за спины, словно они не знают истины». (2:101)
Священный Коран во многих аятах использует слово «Китаб - Книга». Разрозненные исписанные листы бумаги никогда не называются книгой. Книга - это запись на нескольких скрепленных вместе листах. После суры «Фатиха», открывающей главы, текст Корана начинается со следующего аята: «Это Писание...»: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных...» (2:2)
Во многих других аятах Коран называет себя Книгой в различных контекстах. Коран - это книга, представляющая собой собрание различных глав (сур). Таким образом, в подтверждение истины, содержащейся в нем, Коран бросает вызов тщеславным противникам Корана, которые сомневались в его Богооткровенности и говорили, что это Мухаммад мир ему сам сочинил: «Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». (10:38)
«Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду». (11:13)
«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу». (17:88)
Таким образом, перед всем миром стоит задача создать книгу, подобную этой, но весь мир объединившись не смог ее создать. Красота, чистота и совершенство этой книги сами по себе являются доказательством того, что она явлена самим Богом и составлена тем, кому она была явлена. Коран - это книга, которая была не только написана, но и выучена наизусть параллельно с постепенным ниспосланием: «Читай то, что внушено тебе из Писания». (29:45)
«Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении. Нет замены Его Словам, и тебе не найти помимо Него прибежища». (18:27)
Но, несмотря на все это, неверующие упорствовали в своем противостоянии Корану, и им был задан вопрос: «Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается?» (29:51)
«Или у вас есть Писание, из которого вы учитесь?» (68:37)
Это ясно указывает на то, что Коран - это книга, которая была написана и составлена параллельно с откровением, и что сподвижники читали его как книгу. Неверующим задан вопрос, получают ли они подобное откровение и записывают, а затем повторяют его, как это делают сподвижники. Также это указывает на то, что аяты этой Книги имеют чёткий порядок и последовательность, поэтому они могли быть выучены Посланником и его последователями именно в этом неизменном порядке. Коран был составлен в виде книге, которая абсолютно защищена от нарушений и добавлений: «Но нет! Клянусь местами заката звезд (или ниспослания частей Корана)! Если бы вы только знали, что это — клятва великая. Воистину, это — благородный Коран, находящийся в Хранимом Писании. Он ниспослан Господом миров». (56:75-80)
Законы общественного устройства, данные Богом человечеству через посланников, являются отражением фундаментальных законов, которые управляют устройством всего мироздания на всех уровнях, что указывает на то, что источник этих законов один и тот же. Звезды следуют точно рассчитанным орбитам, которые также управляются неизменными законами. Так и законы, содержащиеся в священном Коране для руководства человечеством, неизменны и, если им следовать, рем приводят к результатам, которые никогда не меняются.
Таким образом, Коран собран, составлен и сохранен в виде книги, которая находится в абсолютной сохранности с той поры, как была явлена. Но пользу из него могут извлечь только те, у кого чистый и непредвзятый разум, свободный от предрассудков и закостенелых предубеждений.
ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ КОРАНА
Коран говорит, что книга, точность которой сравнивается выше с точностью движения звезд, была записана его сподвижниками не на камнях, и не на листьях финиковой пальмы, не на кусках костей, а на пергаментной бумаге. В приведенных ниже аятах приведены пять свидетельств о том, что неверующих ждет гибель, и одной из свидетельств является Писание, записанное на пергаментном свитке (raqq manshur):
«Клянусь горой! Клянусь Писанием, начертанным на РАЗВЕРНУТОЙ НЕЖНОЙ КОЖЕ! Клянусь домом наполненным (храмом на седьмом небе)! Клянусь кровлей возведенной! Клянусь морем разожженным (или переполненным; или опустевшим; или перемешанным; или удерживаемым)! Наказание твоего Господа непременно наступит, и ничто не отвратит его». (52:1-8)
Из этих аятов мы узнаем, что Коран был у Мухаммада мир ему в записанном виде, в определенном порядке и последовательности на пергаментном свитке. Далее в Коране описаны характеристики писцов, которые записывали Коран в присутствии Мухаммада мир ему:
«Но нет! Это есть Назидание, и пусть помянет его всякий желающий. Оно записано в свитках почитаемых, вознесенных и очищенных, в руках посланцев благородных и покорных». (80:11-16)
Из приведенных выше аятов отчетливо ясно, что как только Мухаммаду мир ему были явлены аяты Корана, он продиктовал их писцам, благородным и покорным. Таким образом, никаких вопросов и сомнений о каких-либо добавлениях, изменениях или изобретениях не возникнет. Этот процесс диктовки с оригинального текста, а также составление и запись которого руководит сам Пророк, продолжался день и ночь. Разве возможно по-другому для Писания, призванного стать кодексом жизни для всех последующих поколений человечества. Практика заучивания Корана наизусть была распространена во времена Мухаммада мир ему и продолжается 14 веков.
Из приведенного выше описания мы узнаем, насколько важное значение уделяет Коран письменности, и что Посланник и его сподвижники фиксировали аяты ниспосланной Книги. Но из истории мира, войн и революций известно, как были уничтожены величайшие сокровища знаний. У иудеев была Тора, они так бережно хранили ее копии в шкатулке, передавая из поколения в поколение. Христиане также хранили Евангелие в письменном виде. Но нашествие Навуходоносора и набеги римлян навсегда лишили оба народа их священных книг. Точно так же великая египетская цивилизация была греками сровнена с землей. Таким образом, даже сохранить запись знаний в письменном виде недостаточно. Более безопасным становится, если определенная вещь также заучивается и наизусть. Обе эти меры по сохранению знаний, вместе взятые, обеспечивают наибольшую безопасность. Выше мы отмечали меры, принятые Посланником и его сподвижниками для сохранения письменной записи Корана. Давайте теперь обратимся к другому аспекту, а именно к заучиванию Корана наизусть. В самом начале откровения Посланнику было сказано: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением». (73:1-4)
Хотя эти аяты адресованы в первую очередь Посланнику, на самом деле они предназначены также и для всей мусульманской общины, которые неукоснительно следовали этой практике. Но по мере постепенного увеличения объема коранического текста и одновременно роста ответственности за установление и поддержание исламского общественного порядка, стало невозможно читать весь Коран каждый вечер. Поэтому Божественные указания по чтению Корана были изменены. Так, в последних аятах той же суры говорится: «Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее. Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то, что необременительно для вас». (73:20)
Однако из истории мы знаем, что практика чтения Корана продолжалась и продолжается до сих пор, особенно в месяц Рамазан. В результате изучение Корана наизусть остается практикой среди мусульман на протяжении последних четырнадцати веков. Число «Хафизов» (тех, кто выучил Коран наизусть) было и остается незначительным в каждой части мусульманского населения по всему миру. Поэтому сказано: «Это — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения» (29:49)
Есть еще один аспект Корана, о котором стоит упомянуть. Последовательность аятов Корана и их собрание в виде книги были предписаны Аллахом в откровении: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его». (75:16-19)
Здесь Посланнику внушается, что не следует проявлять нетерпение при чтении послания до того, как откровение будет твердо усвоено им, ибо Аллах взял на Себя сбор, правильное чтение и разъяснение Корана. Давайте теперь перечислим факты из самого Корана о сохранности Корана:
- В самом первом откровении Мухаммеду мир ему говорится о важности письменности, поскольку письменный документ гораздо более достоверен и не вызывает подозрений.
- После начала откровения Мухаммед мир ему диктовал своим сподвижникам аяты сразу же после их ниспослания, и это было регулярной практикой.
- Коран в десятках своих аятах называет себя Книгой, понятно, что разбросанные листки не будут называться Книгой.
- Коран - это собрание различных глав.
- Копии Корана были у мусульман при жизни Мухаммада мир ему, и они читали его.
- Материалом для записи Корана служили большие куски развернутого пергамента.
- Писцы, которым Посланник диктовал аяты Корана, были самыми благородными и покорными людьми, отличавшимися большой честностью.
- Посланник и его сподвижники читали Коран каждую ночь, что указывает на то, что слова Корана имели регулярную последовательность.
- Мужчины и женщины заучивали Коран наизусть, и таким образом он был надежно сохранен в памяти огромного числа мусульман еще при жизни Посланника.
- Аллах взял на Себя собрание, правильное изложение и объяснение аятов Корана, представляя тему разными способами и в разных контекстах. Затем следует великое провозглашение: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (15:9)
«Воистину, те, которые не уверовали в Напоминание, когда оно дошло до них, будут наказаны. Воистину, это — могущественное Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального». (41:41-42)
Таким образом, текст Корана вечно сохранен от искажений, изобретений и привнесений, даже если весь мир соберется чтоб уничтожить его.